• 22:18 – Последние новости о изменениях в ЕГЭ и ОГЭ в 2018 году 
  • 22:03 – Анна Хилькевич поделилась с фанатами видео, на котором изображена ее маленькая танцующая дочка. 
  • 22:03 – Медведи на Аляске распространяют семена эффективнее птиц 
  • 22:02 – Певица Наталья Штурм продемонстрировала в Instagram свои тренировки в спортзале 


В Адыгее «опознали» загадочно пропавший на Кавказе 76 лет назад тяжелый истребитель

В Адыгее «опознали» загадочно пропавший на Кавказе 76 лет назад тяжелый истребитель

Самолетов Пе-3бис в ВВС Черноморского флота было всего три

Майкоп, 11 января. Никто из экипажа тяжелого истребителя Пе-3бис не знал, что вылет на боевое задание хмурым днем 4 октября 1942-го станет для них последним, а их имена потомки узнают только через 76 лет после окончания Великой Отечественной войны. Но именно так судьба и распорядилась. Самолет разбился в Адыгее под станицей Ханской, это недалеко от Майкопа.


Примерно в этом же районе в небе с мессерами «схлестнулась» еще одна наша машина. Позже очевидцы неоднократно рассказывали многочисленным поисковым группам о ее крушении. При падении она еще и взорвалась, вспыхнув, как факел. Пламя бушевало несколько суток. Все эти дни рвались находившиеся в самолете снаряды. Гитлеровцы даже оцепили зону катастрофы, чтобы никто не пострадал. А когда огонь погас, собрали буквально по кусочкам остатки разорванных тел летчиков и захоронили их рядом с местом падения.


«Незамеченные» тельняшки


Уже в мирное время, в 1987-ом, спустя 45 лет после драматических воздушных событий, на место трагедии выдвинулась первая экспедиция. Из земли извлекли куски фюзеляжа, обломки мотора и изуродованную взрывом 20-миллиметровую пушку ШВАК. И вот тут началось самое интересное. Привлеченные эксперты и военные летчики в один голос заявили – это же детали советского пикирующего бомбардировщика Пе-2!

На протяжении 23 лет (!) поисковики писали запросы в различные архивы, дабы установить имена героев. Однако там только руками разводили – да не теряли «пешку» 5-6 октября 1942-го в районе Ханской ни авиация Черноморского флота, ни 5-ая воздушная армия. В итоге восемь лет назад недалеко от станицы установили памятник героически погибшему безымянному экипажу Пе-2.


- Пикирующий бомбардировщик действительно потерпел крушение в окрестностях Ханской, но вот только место падения его до сих пор так и неизвестно, - рассказал NEWS-R замруководителя поисковой организации Евгений Порфирьев. - А памятник установлен на месте катастрофы совсем другого самолета, который еще в 80-х годах был идентифицирован почему-то, как Пе-2.


Эту машину, говорит поисковик, согласно архивным документам, на высоте примерно пяти километров атаковали два «Мессершмитта». Один из немецких истребителей советским летчикам удалось ответным огнем отправить на землю. Но и сам «Пе-2» оказался смертельно ранен. Его последний маневр как раз и наблюдали многочисленные очевидцы воздушного боя, а потом лицезрели, как машина несколько суток горела.


Интерес же к воздушному сражению 76-летней давности возобновился в конце прошлого года. Поисковики Адыгеи в преддверии годовщины освобождения Кавказа от фашистов предприняли попытку все-таки установить имена экипажа Пе-2. И обратились сразу как раз в «Кубанский плацдарм».

Самое любопытное, что за семь с лишним десятилетий, до того, как за дело взялись поисковики из Краснодарского края, исследователи не учитывали в своей работе одну важную деталь в рассказах очевидцев. Те неоднократно повторяли - на обгоревших фрагментах тел летчиков были остатки флотских тельняшек. В то время как «пешка» была армейская.


Меткий хорват


Все стало на свои места после выезда ребят из «Кубанского плацдарма» в район катастрофы. Состоялся он в конце декабря 2017-го. Дабы обнаружить хоть какие-то фрагменты после множественных экспедиций, исследователям пришлось основательно покопаться с металлоискателем в сугробах - накануне визита поисковиков в районе Ханской прошел мощный снегопад. Пришлось также «прочесывать» и 20 сантиметров грунта.


- В итоге из земли были извлечено множество мелких деталей не больше спичечного коробка, среди кусочков был и фрагмент блока двигателя размером с ладонь, - поясняет Евгений Порфирьев. – На нем был выбит номер мотора - М-105 № 22-82. И приводил он в движение не пикирующий бомбардировщик Пе-2, а тяжелый истребитель сопровождения Пе-3бис. Таких самолетов в составе ВВС черноморского флота было всего три.

Все остальное для поисковиков стало уже делом техники. По своим наработанным каналам и, используя базу архивных документов, исследователям очень быстро удалось «опознать» самолет до мельчайших деталей. Номер у него был 40312, в состав 27-ой разведывательно-авиационной эскадрильи тяжелый истребитель был зачислен всего за месяц до крушения - 4 сентября 1942 года. В кабине машины находились пилот Михаил Снеговский и воздушный стрелок Борис Сабодаш. А подбил их хорватский летчик Цвитан Галич, который, кстати, тоже решил, что «завалил» Пе-2. О чем и доложил своему командованию. Сам же он позже погиб жуткой смертью - на земле, прямо в кабине своего истребителя от попавшей в самолет авиабомбы.


Теперь, когда стали известны имена героев Пе-3бис, предстоит найти родственников советских воинов. Но это уже совсем другая история.

Постоянный адрес материала: https://indpg.ru/11466-news.html
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КОММЕНТАРИИ: