Главная страница / СНИП №07-08/2013 / Федеральный масштаб

Владимир Ресин:

«Приоритет градостроительной политики – создание качественной среды проживания»

Беседовал Владимир Миронов


Скажем банальную вещь: градостроительный комплекс – штука сложная. Для крупных городов – сверхсложная. Для Москвы – сверхархисложная. Увязать в единую систему массу направлений экономической деятельности, расставить по местам каждый винтик в сложном организме мегаполиса, как говорится, не каждому дано. Как не допускать ошибок в процессе развития городской системы, как свести к минимуму всевозможные риски, сохранить социально-экономический баланс? На эту тему «СНИП» побеседовал с человеком, который более двадцати лет возглавлял столичный стройкомплекс, – депутатом Государственной Думы, советником мэра Москвы Владимиром Ресиным.

Владимир Ресин: «Приоритет градостроительной политики – создание качественной среды проживания»

«СНИП»: Владимир Иосифович, многие эксперты, в том числе видные ученые-урбанисты, не однажды высказывали мнение о том, что в России, как в стране в целом, так и на уровне большинства регионов, городов отсутствует четкая градостроительная политика. Не делали они исключения и для столицы России – порой ее критиковали даже в большей степени. Вы как относитесь к такой критике и можно ли сказать, что при строительстве Москвы в прошлом были допущены какие-то ошибки?

– Критикует в основном тот, кто из своих кабинетов смотрит на проблемы лишь с точки зрения теории, а «земли» не видит. Если ты работаешь в реальных условиях и вынужден брать на себя ответственность, принимая определяющие для города решения, все выглядит несколько иначе. И я, как практик, не считаю, что градостроительной политики в Москве не было или она была в целом неправильна. Может быть, какие-то отдельные неверные шаги и делались, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. На все были причины – субъективные или объективные. Каждое время диктует свои требования и ставит свои задачи. В 90-е годы нам было крайне важно наращивать темпы строительства жилья: чтобы расселить ветхие и аварийные дома, избавиться от такого пережитка прошлого, как коммуналки, дать жилье очередникам и т.д. Поэтому использовались все ресурсы, которые на тот момент можно было использовать. Отсюда и «точечная» застройка, и панельные спальные микрорайоны и многое другое, что сейчас ставят столичной власти в вину. Но согласитесь, несмотря на все это, сегодня город стал одним из лучших в мире. Мы пережили два кризиса, при этом в условиях катастрофического финансового дефицита сумели удержать уровень социального развития, сохранили самую высокую пенсию в стране.

Сделано было многое. Но жизнь вносит свои коррективы. Могли ли мы, например, 20–25 лет назад предположить, что таких небывалых размеров достигнет автомобилизация? Или что так разрастется население Москвы? Смотрите сами: уже в 2010 году численность населения столицы достигла 11,5 млн, что всего на полмиллиона меньше, чем было заложено в Генплане на 2020 год! Конечно, это породило ряд серьезных проблем, основной из которых является дисбаланс – большие объемы жилья при недостатке инфраструктуры. Поэтому сегодня столичные власти выбрали в качестве приоритетного направления создание современной транспортной системы города. Ежегодно на соответствующие цели идет 20–25% расходов столичного бюджета. И уже есть конкретные результаты. В 2011 году было введено в строй 4,5 км метро, в 2012-м – 8,5 км. В текущем году длина московской подземки увеличится в совокупности еще на 12 км. К 2016 году будет введено в строй 75 км метро, а к 2020-му – 150 км. На карте Первопрестольной появится в общей сложности 70 новых станций метрополитена. Также до 2015 года столица получит 75 километров новых качественных автодорог.

«СНИП»: Вы говорите, сделали многое из того, что задумывали. А как же программа реорганизации промышленных зон? Ее же реализовать не удалось.

– По большому счету до недавних пор город всерьез за промзоны и не брался. За исключением случаев, когда перенос предприятий был необходим для строительства важных инфраструктурных проектов, например, Третьего транспортного кольца. Тем не менее тот же ММДЦ «Москва-Сити», появившийся на месте свалки, – это пример достаточно успешного, с некоторыми оговорками, освоения депрессивных территорий. Однако, конечно, развивать данное направление необходимо более активно. И сейчас власти над этим работают. При этом не нужно забывать, что действовать в такой ситуации надо с особой осторожностью, тщательно прорабатывая все решения, дабы не навредить производству, реальному сектору экономики столицы, который у нас и без того далеко не в лучшем положении на сегодняшний день.

«СНИП»: Какие основные принципы следует избрать для перспективного развития города, какие подходы? Скажем, нужно ли его разуплотнять или, наоборот – строить еще больше? Сколько сегодня реально нужно Москве нового жилья? Как застройка должна распределяться между новыми присоединенными территориями и «старой» Москвой, ее районами, в том числе спальными? Насколько вообще оправданно присоединение новых земель, учитывая, что до конца не были исчерпаны ресурсы столицы в традиционных границах (промзоны, подземное, надземное строительство)?

– Уплотнять или разуплотнять? Это зависит от того, о городе в каких границах мы говорим. Если в «старых», то он застроен практически до предела. Поэтому здесь он нуждается в большем количестве рекреационных пространств, парковых зон и т.д. Это нужно учитывать при освоении тех территорий, которые будут освобождаться на месте выводимых промпредприятий, сноса пятиэтажных ветхих домов (80% которых уже снесены) и т.д. И далее в сложившихся кварталах уплотнительная застройка должна прекратиться.

Однако если говорить о Москве с учетом новых присоединенных территорий, то плотность застройки на сегодня получается значительно ниже, чем в других крупных городах мира. Поэтому в целом Москва в своих новых пределах нуждается в наращивании объемов строительства. Однако принципы застройки на новых территориях должны учитывать современные требования комфорта. Принято решение, что плотность застройки в урбанизированном поясе «Новой Москвы» не должна превышать 10–15 тыс. м2 на гектар, а в рекреационном – не более 5 тыс. м2 на гектар. Для сравнения: в прежних границах города сейчас применяется норма 25 тыс. м2 на гектар.

Ожидается, что к 2016 году столица после спада, вызванного кризисом, вновь выйдет на показатель 4 млн м2 жилья и более. Всего в течение последующих пяти лет предполагается возвести более 19 млн м2. Причем это будут площади иного качественного уровня, нежели сейчас. Новое жилье будет энергоэффективным, долговечным, обеспеченным необходимой социальной и транспортной инфраструктурой. Мы должны полностью отказаться от практики строительства спальных районов. Ставка будет делаться на комплексную застройку, создание самодостаточных микрорайонов, где будет и жилье, и рабочие места. Одним из первых таких проектов станет редевелопмент территории завода «ЗиЛ».

В дальнейшем, я считаю, нам нужно как можно быстрее переходить на новое индустриальное домостроение. Перезагрузить промышленность стройматериалов, перевести домостроительные комбинаты под современные серии. По качеству работы, по техническим характеристикам они должны соответствовать самым современным нормам и требованиям. При этом велосипед изобретать не надо – есть очень хороший испанский, французский опыт, где за счет панельного домостроения решаются многие социально-экономические задачи. Пока мы в этом отношении очень сильно отстаем от Европы. Но скажу, что некоторые московские строительные компании уже ведут работу в нужном направлении.

Теперь что касается присоединения новых территорий. Кто-то говорит, мол, нельзя этого было делать без градостроительного обоснования. Но это голословные заявления. Необходимость расширения столицы была доказана специалистами, обоснована расчетами уже давно – мы к этому шли 50 лет. Но сделать удалось только сейчас. Так радоваться надо: новые территории – это новые возможности для города, который задыхался в своих прежних границах. На присоединенных землях будут созданы административные и деловые центры, зоны притяжения активности, новые рабочие места, что позволит разгрузить «старую» часть города. Постепенно снизится транспортная нагрузка. Сложившиеся районы Москвы, страдавшие в прошлые годы от переуплотнения, получат долгожданную свободу от новой коммерческой застройки и недостающую социальную инфраструктуру. При этом важно взвешенно, выверено, без спешки, с учетом мнения всех горожан и жителей будущих районов столицы выработать и реализовать пошаговый план действий по развитию новых территорий. Этот план дополнит те программы развития округов и районов Москвы до 2016 года, которые уже подготовлены и проходят народное обсуждение. А объединять все эти планы и программы вне зависимости от «новизны» территорий должно одно – везде приоритетом является создание качественной и доступной среды проживания для людей.

«СНИП»: Владимир Иосифович, давайте поговорим о проблемах строительной отрасли в целом. Не секрет, что в этом королевстве в нашей стране сегодня далеко не все в порядке. Есть несколько «болевых точек», которые очень беспокоят профессиональное сообщество: отсутствие понятной и современной системы технического регулирования и ценообразования, коммерциализация саморегулирования (и борьба за место под солнцем, которая идет в этой сфере), призывы отдельных лоббистов ликвидировать институт строительной экспертизы и т.д.

– Действительно, проблем много. К сожалению, подробный разбор каждой из них займет очень много времени. Коснусь лишь некоторых важных тем. Строительная отрасль – это очень конкретная сфера деятельности. Нормативная техническая база в строительстве обеспечивает безопасность и качество объектов. Как известно, современная нормативная база состоит из множества технических регламентов, строительных норм и правил обязательного применения, а кроме того – рекомендаций, базирующихся на опыте и научном обосновании применения передовых технологий, инновационных подходов и материалов. Сегодня на повестке – приведение нашей национальной нормативной технической базы в соответствии с еврокодами и европейскими стандартами. Именно эту задачу нужно решать в рамках Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В этом направлении ведутся работы всем проектно-строительным сообществом под эгидой Минрегиона России.

Что касается коммерциализации саморегулирования. Существует три «противоядия» от этой болезни. Первое – информационная открытость с влиянием на репутацию фирмы. Второе – контроль со стороны самих СРО за выполнением требований выданных допусков. И, наконец, нужно на законодательном уровне ограничить количество членов СРО, чтобы успевал работать второй принцип. Сейчас по всем трем направлениям ведется системная законопроектная работа. В частности, в конце июня Комитетом Госдумы по земельным отношениям и строительству по инициативе Экспертного совета по градостроительной деятельности, председателем которого я являюсь, проводились парламентские слушания на тему «Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли». Мы рассчитываем, что ключевые законопроекты в области информационной открытости СРО будут рассмотрены уже в начале осенней сессии Госдумы.

Ну а то, что сегодня отдельные участники строительного рынка, в основном из девелоперских кругов, предлагают ликвидировать институт экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий – это, на мой взгляд, полный абсурд. Данный этап строительного процесса просто невозможно исключить, так как суть его – «ответственный контроль, проверка на соответствие» проекта строительным нормам и требованиям безопасности и надежности капитального сооружения. Разве без этого можно вообще что-то строить? Подавляющее большинство экспертного сообщества – застройщиков, проектировщиков, строителей и эксплуатирующих компаний, инвестирующих строительство банков и страховых фирм – за экспертизу, качественную и ответственную! Более того, я считаю, что пора принимать закон «Об экспертизе в строительстве».

Разговор, как вы сказали, про борьбу «за место под солнцем» – это не вопрос для серьезного обсуждения проблем. Такие вещи, увы, часто где-то бывают. Но если система, внутри которой случаются конфликты, сформирована, устоялась, то они не очень сильно влияют на ее работу. Возьмите какое-нибудь абстрактное развитое государство. Разве оно станет менее развитым, если один член его правительства поссорится с другим? Вряд ли.

Если говорить о столичном стройкомплексе, то здесь ничего подобного точно нет. Новая руководящая им команда гармонично сочетает в себе опыт и молодость, я очень доволен, что у меня такой преемник, как Марат Хуснуллин. Сейчас структура комплекса несколько изменилась с учетом требований времени, с целью оптимизации работы. Впрочем, и на федеральном уровне сегодня ситуация стала лучше, Минрегион возглавляет зрелый и сильный профессионал.

«СНИП»: А вы считаете, что Минрегион полностью справляется с возложенными на него функциями в сфере строительства, и что этих функций достаточно как таковых? Например, прежний глава министерства Виктор Басаргин в свое время сетовал на недостаток полномочий в градостроительной сфере. Позднее экс-руководитель Госстроя Владимир Коган ратовал за вывод данного ведомства из состава министерства, которое было сосредоточено на совершенно разных вопросах – приграничного сотрудничества, казачества, малочисленных народов Севера и т.д. А на строительной отрасли – между прочим. Нашему журналу в силу своей специфики приходится очень много общаться с представителями профессионального сообщества: почти все – за редким исключением – говорят о необходимости создания профильного строительного министерства в составе правительства страны. Как к этому вопросу относитесь вы?

– Мое личное мнение: нужно отдельное ведомство. Кто-то говорит, как может быть министерство, если основа отрасли – частный сектор, госсобственности практически нет. Но необходимо продумать какие-то механизмы управления. Нужно понимать, что строительство – это полиотраслевая сфера деятельности, она состоит из многих этапов и компонентов – промышленности строительных материалов, которая требует серьезного внимания, архитектуры, проектной и изыскательской деятельности, института экспертизы, технадзора, строительно-монтажных работ, эксплуатации. Кто-то должен координировать функционирование этого громадного комплекса, помогать строительной науке, планировать развитие, разрабатывать стимулы и определять правила игры. Тем более что сегодня в строительстве по большому счету главную партию играет государственный заказ. И государству важно контролировать процесс освоения бюджетных средств. А это возможно только на уровне сильного министерства. Еще одна важная вещь, которой оно должно заняться, – кадровая политика. За последние двадцать лет мы и в Москве, и в России в целом очень много потеряли в этом отношении. Налицо катастрофический дефицит рабочих специальностей, мастеров, десятников, техников. При этом полностью утрачена система профессиональной подготовки. Большинство собственников строительных компаний не заинтересованы держать учебные комбинаты и готовить кадры для отрасли. Им легче привлечь готовые кадры из ближнего зарубежья, переманить их у конкурентов, а потом перебрасывать квалифицированных сотрудников с места на место вахтовым методом. Эффективность работы сильно снижается. При этом в столице имеется показательный пример – ДСК-1, у которого есть свой учебно-производственный комбинат, готовящий кадры как для СМР-подразделений, так и для предприятий стройиндустрии, входящих в его структуру. Они не работают вахтовым методом. В результате компания показывает наилучшие показатели качества и производительности труда. Вывод: нужно в срочном порядке восстанавливать систему профессионального образования, повышения квалификации. А Минрегиону дай бог справиться с теми огромными нагрузками, которые на нем лежат и без строительства.

«СНИП»: Многие эксперты считают, что наступает серьезный передел рынка строительства в пользу крупных строительных холдингов, которым госзаказчик будет отдавать предпочтение как надежным и понятным партнерам. В том числе за счет перехода от 94-ФЗ к Федеральной контрактной системе. Так ли это, на ваш взгляд? Если да, то какие строительные компании вы видите в числе основных партнеров города?

– То, что вы называете «переделом рынка», является здоровой конкуренцией и причины ее в первую очередь – не переход к ФКС, а растущие требования к срокам и качеству строительной продукции, особенно в Москве. Типичная картина: маленькая фирма-однодневка с расчетом на авось, не имея никаких мощностей, денег, оборудования, хватает подряд, получает аванс, но при этом даже его отработать не может. Откуда взялись обманутые дольщики? Нет ни одной крупной структуры, которая допустила бы их появление.

В столице ушли в прошлое «точечные» стройки. Сегодня перед московскими строителями стоят грандиозные задачи комплексной застройки целых микрорайонов с объектами инфраструктуры высокого уровня комфортности. Колоссальные масштабы имеет транспортное строительство: транспортно-пересадочных узлов, вылетных магистралей. Сегодня одновременно в городе задействованы 20 щитов на прокладке подземных тоннелей для метро. Отсюда, исходя из конкретных задач, легко определяются партнеры в городском строительстве. Это опытные инвестиционно-строительные компании, выступающие в роли застройщиков-инвесторов со сложившимися проектными и подрядными мощностями. Такие компании будут однозначно конкурентоспособны и в условиях ВТО, в которое Россия со временем полноценно интегрируется. В свою очередь это приведет к повышению качества продукции. Да, многим сегодня страшно, многим будет трудно, кто-то не успел модернизироваться, не хватает оборотных средств… Но нытьем ничего не достигнешь. Я всегда придерживался принципа: кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – оправдания.

«СНИП»: Владимир Иосифович, наш журнал выходит в канун Дня строителя. Вы что-нибудь пожелаете своим коллегам?

– От всей души поздравляю строителей, работников промышленности строительных материалов, архитекторов, проектировщиков, ветеранов отрасли и коллег из регионов России с профессиональным праздником – Днем строителя!

Строительство – это жизнь. Проработав на стройках Москвы больше полувека, я не раз видел, как строительство, словно мощный локомотив, вытягивало за собой другие отрасли, как преображались целые кварталы, как возрождались уникальные объекты, казалось бы, утраченные навеки. Москва всегда побеждала, потому что строилась.

В этом году московский строительный комплекс отмечает свое 25-летие. Столичным строителям есть чем гордиться. За четверть века в городе построено около 90 миллионов квадратных метров жилья, сотни школ, детских садов и других социально важных объектов, десятки уникальных зданий и сооружений. Выросли новые жилые районы, снесены ветхие и аварийные дома, построены дороги, тоннели, мосты. Уверен, впереди у московских строителей еще немало достижений и профессиональных побед.

В День строителя хочется сказать большое спасибо всем, кто проектирует, строит и реконструирует Москву, превращая столицу России в один из лучших мегаполисов мира!

Искренне желаю всем, кто связал свою судьбу со строительством, крепкого здоровья, счастья, удачи, творческого настроения и больших успехов в вашей непростой и такой нужной людям работе!


СНИП №07-08/2013

Х Закрыть
СНИП

Выберите год и месяц

Х Закрыть
СНИП

Не найдено ни одного номера журнала.

СНИП


События

18.09. Санкт-Петербург потратит на "Зенит-Арену" ещё 18,8 млрд руб.

18.09. Санкт-Петербург выделит в 2014 г. на развитие метро 21 млрд руб.

17.09. Мост стоимостью 1,5 млрд руб. в Астраханской области построен за 7 месяцев


Выставки и конференции

08.11-11.11 "Металл-Экспо"

Все мероприятия


Вакансии