Главная страница / Нефть и Капитал №05/2016 / Первая полоса


От редакции


В мае в России резко активизировалась дискуссия вокруг перспектив либерализации экспорта трубопроводного газа. Это вполне логичное развитие событий. Альтернативные «Газпрому» производители страдают от падения цен на мировом рынке, а государство недополучает средства в бюджет... Между тем у нас — колоссальные запасы голубого топлива, есть свободные мощности в экспортных газопроводах, но эффективно монетизировать все это в условиях монополии «Газпрома» невозможно. По крайней мере — не получается, много лет пытаемся, и никак не получается. Возможно, причина в том, что старая (еще советская) модель привязки потребителя к поставщику мощным газопроводом и многолетним контрактом в нынешних реалиях не работает?

Неотъемлемой частью данной модели является система функционирования внутреннего рынка газа или, как говорят с советских времен — система газоснабжения.

Правда, цены в регулируемом сегменте (то есть цены «Газпрома») уже давно выше, чем у независимых производителей, доля «Газпрома» на внутреннем рынке постоянно сокращается, и, что самое главное — который год падает потребление... То есть, возможно, и система газоснабжения себя изжила?

Но изменение концепции организации внутреннего рынка газа — задача гораздо более сложная и, так скажем, социально значимая по сравнению с изменением экспортной концепции. Возможно, у нее вообще нет решения в рамках сегодняшней структуры отрасли — то есть без выделения из «Газпрома» транспортной составляющей. Но это, конечно, слишком радикальная реформа. Не похоже, чтобы нынешняя власть была настроена на такие перемены.

Комментируя перспективы либерализации экспорта газа, совладелец «НОВАТЭКа» Геннадий Тимченко заявил журналистам, что «не факт, что мы должны требовать это сегодня. Нужно очень серьезно взвесить наши балансы, «Газпрома», его инфраструктуру, как это все работает.

Сложный вопрос. К нему нельзя подходить так: «Мы хотим, давайте будем экспортировать». Это, на мой взгляд, очень важная цитата. Поскольку понять «как это все работает» — это по большому счету и есть выделение из «Газпрома» транспортной составляющей!

Интересно, отобьется «Газпром» на этот раз?

Сергей Савушкин, главный редактор


Нефть и Капитал №05/2016

Х Закрыть

Выберите год и месяц

Х Закрыть

Выберите год и месяц

Нефть и Капитал


События

21.03. Гагаузская автономия хочет запретить американской компании разведку нефти и газа

21.03. Сотрудники ФСБ пресекли хищения нефти на АО «Транснефть-Приволга»

21.03. Биржевые цены на бензины показывают рост