Главная страница / ГОСТ №02/2012 / Оборудование и техника

Штурмуя небо

О рынке современных башенных кранов

Ирина Синичкина


Четкие, устремленные в небо линии строительных кранов, стрелы, похожие на журавлиные клювы, – в советское время все это являлось символом прогресса. Подъемные краны изображали на плакатах, монументальных фресках и даже на поздравительных открытках, и как-то неуловимо они ассоциировались с самим социализмом. Никто даже не задумывался, что капиталисты используют такие же краны, только лучше.
А сегодня строительные краны – уже символ развивающегося в России капитализма. Получается, что эти механизмы – всегда символ движения. Сами знаете: если недостроенный дом и краны – то это стройка. А если то же самое, но без кранов – это уже разруха.

Штурмуя небо. О рынке современных башенных кранов

Ппоследнее время краны то и дело попадают в новости. Упал на детскую площадку – никто не пострадал; свалился во двор жилого дома – подмял под себя строительный вагончик. Отчего падают краны? Кто их придумал? Кто делает самые лучшие модели и по каким критериям мы определяем, что в кране хорошо, а что – не очень?

Через тысячелетия

Первый кран, вероятно, появился еще в Древнем Египте, во всяком случае среди египетских рисунков есть изображение похожего устройства. Потом его повторил автор идеи рычага – Архимед. В XIX веке краны уже отдаленно напоминали знакомые нам механизмы, только состоящие из множества разных деталей. Собрать и разобрать такой кран было отдельной колоссальной работой.

Они уже могли поднимать небольшие грузы, например кирпичи или емкость с раствором. В 1847 году в Англии появился первый крановый паровой подъемник, те же британцы приспособили к крану гидравлический двигатель. А в 1907 году в США и Германии для подъема строительных грузов уже использовали двигатель внутреннего сгорания. Первый прообраз современного башенного крана был создан в 1913 году инженером Юлиусом Вольфом. Эта конструкция была снабжена поворотной платформой в верхней части башни. И только в 1928-м появляется кран с балочной стрелой, а поднимать что-либо вверх эту стрелу обучили лишь в 1952 году.

В России создавали подъемные краны и до 1917-го: на Николаевском, Брянском, Краматорском и других заводах. Но по-настоящему краностроением в нашей стране увлеклись уже после революции – в этом смысле башенный кран действительно символизирует социализм. После Великой Отечественной войны советские заводы производили уже несколько тысяч башенных кранов в год, причем самых разных конструкций. В начале 50-х сотрудниками «Проектстроймеханизации Минметаллургхимстроя» была разработана известная серия моделей крана БКСМ для гражданского и промышленного строительства. Самый крупный кран из этой линейки был способен дотянуться до 15-го этажа и поднимал порядка 5 тонн.

В 1960 году появились краны КБ – восемь более совершенных по сравнению с БКСМ моделей. Они, кстати, до сих пор встречаются на стройках, в отличие от БКСМ, сохранившихся только в музеях.

Разнообразие видов

Трудно представить себе строительство высотных зданий без башенных кранов. Конечно, существует принцип модульного подъема блоков, очень популярный, скажем, в США. Но у нас, в Европе, да и в Азии, башенный кран прочно прижился и с годами только модернизируется.

Современные машины бывают поворотными, стационарными, самоподъемными, самомонтирующимися и т. д. Стационарный кран крепится к земле и к каркасу строящегося объекта, в отличие от передвижного, перемещающегося по стройке по специальным рельсам. Самоподъемный кран растет вместе со зданием. Его башня может быть телескопической (при большой высоте), наращиваемой (монтаж сверху) или подращиваемой (монтаж снизу). Самомонтирующиеся машины можно перемещать с объекта на объект на специальной тележке. А вот, например, КБ-474 ездит по рельсам, пока не вырастет почти до 50 м. Затем его нужно крепить к зданию специальными приспособлениями.

При покупке или аренде башенного крана специалисты рекомендуют учитывать два основных параметра. Главный – грузоподъемность. Еще полвека назад краны, поднимавшие 10-15 тонн, считались чудом техники. Современные машины способны «взять вес» до 40 тонн.

Второй параметр – достигаемая высота. Нынешние краны легко дотягиваются до 20-го этажа и более, поднимая грузы на 60-80 м. Некоторые машины, например КБ-473 или КБ-474, способны доставить груз на высоту 150-200 м.

Людям несведущим башня крана кажется неустойчивой и опасной – все мы помним устрашающий плакат «Не стой под стрелой!». Однако начальник кранового комплекса строительной компании «Сатори» Михаил Кныш утверждает, что сегодня кран стал практически безопасным. В настоящее время по требованию Ростехнадзора на башенных кранах грузоподъемностью более 5 тонн обязательно используется регистратор параметров. Этот прибор показывает грузоподъемность (поэтому кран нельзя «перегрузить») и обеспечивает ограничение рабочей зоны при вылете стрелы.

Выбор регистраторов на современном рынке огромен. Зарубежные производители предлагают приборы нового поколения, позволяющие владельцу крана в любой момент получить через Интернет информацию о том, чем занята его техника. Хотя дешевле, разумеется, позвонить прорабу.

Что имеем

Российский рынок кранов сегодня переполнен предложениями, однако отечественных моделей среди них, увы, не так уж много. Производство этой техники в нашей стране с послевоенного времени увяло и уже не выдерживает конкуренции. Да и если честно, то особо и не пытается. Хотя многие строители и сегодня приобретают наши краны, знатоки утверждают, что лучше взять подержанный импортный, чем новый отечественный. Нет, нельзя сказать, что все так уж плохо, – производство потихоньку растет, краны даже покупают, но их качество и технические возможности оставляют желать лучшего. «Да, российские заводы выпускают новые краны, но они их не модернизируют, – комментирует Михаил Кныш. – Вылет стрелы у отечественных моделей небольшой, высота не превышает 40 м».

Сейчас в России два гиганта краностроения, производящие львиную долю продукции. Большую часть выпускает Нязепетровский краностроительный завод. В 2011 году он произвел 276 единиц техники – почти половину от общероссийского производства башенных кранов. Второе по объемам профильное предприятие – Ржевский краностроительный завод. Скажем, за 2010 год он произвел 155 машин.

На нас надвигаются китайские краны

Около 20% импортных кранов на российском рынке составляют китайские. По утверждению специалистов, они проще, чем европейские, проходят растаможку и примерно вдвое дешевле (таким образом, новый китайский кран по цене – как «бэушный» европейский). Вот самые известные бренды, которые везутся к нам из Поднебесной: XCMG, Zoomlion, Fangyan Group и некоторые другие.

XCMG – вообще самый крупный китайский производитель строительной техники. У этого концерна несколько десятков дочерних структур, многие из них – совместные с зарубежными. Компания Zoomlion – лидер по продажам башенных кранов большой высотности, хотя этот производитель в большей степени ориентирован на внутренний рынок.

Также в КНР выпускаются подъемные краны по лицензиям европейских фирм. Например, на заводе в Шанхае производятся машины грузоподъемностью 8, 10 и 12 тонн под французской маркой Potain (детали везутся из Франции, в Китае идет только сборка).

Михаил Кныш так комментирует достоинства и недостатки китайских кранов: «Китайский Potain – самая лучшая из всех китайских машин и по всем техническим характеристикам ничем не отличается от французского. Но у него есть большой недостаток: он не выносит низких температур. Если температура падает ниже –20°С, электронику парализует, и кран перестает работать. К тому же китайские производители не снабжают свою технику никакой элементной базой. Если произошла поломка, отремонтировать кран невозможно. Поэтому многие все равно предпочитают покупать европейские машины».

Желтая майка лидера достается…

На вопрос, какие краны самые лучшие, Михаил Кныш, не задумываясь, отвечает: «На первом месте Liebherr (Германия), потом Potain (Франция) и на третьем – Terex-Comedil (Италия)».

Компания Liebherr была основана в 1949 году и до сих пор остается семейным предприятием, несмотря на гигантские размеры. Сегодня концерн производит башенные, автомобильные и гусеничные краны. Только башенных кранов Liebherr выпускает одиннадцать серий – H, TT, K, HM, R, MK, EC-B, EC-H, HC, HC-L, DR. При их разработке в Liebherr использовали модульный принцип конструкции, позволяющий менять возможности модели, перенастраивая ее под конкретную задачу. При необходимости эти краны могут устанавливаться на анкеры, подвижную или стационарную опорную раму или опорную крестовину, а также на гусеничное шасси. Также компания Liebherr выпускает башенные краны на шасси прицепа. Башенные краны на шасси прицепа Liebherr серии HM обладают грузоподъемностью до 2 тонн. Мобильные строительные краны серии МК спроектированы специально для работы в городских условиях и способны поднимать грузы весом до 8 тонн. Максимальная высота под крюком крана Liebherr МК 110 достигает 68 м, максимальный вылет стрелы – 52 м. Опытный специалист сможет в одиночку смонтировать его за 17 минут.

Самый маленький верхнеповоротный башенный кран этой марки – Liebherr 50 EC-B 5 – поднимает тонну на максимальном вылете стрелы в 40 м. При меньшем вылете – от 2,4 м до 10,3 м – он доставляет в нужную точку грузы массой до 5 тонн, а максимальная скорость подъема груза – 57 м/мин. Это экономичная модель для работы в стесненных условиях.

Так отчего же они падают?

Михаил Кныш утверждает, что причина всех связанных с кранами курьезов и трагедий – исключительно человеческий фактор. Если в середине построенного дома одиноко высится башня крана, это, конечно, не значит, что его забыли по рассеянности, просто субподрядчик таким образом требует с заказчика оплаты по договору. Если же кран упал и кто-то пострадал – значит техника устарела или была неправильно установлена. Кроме того, кран положено обследовать каждые 16 лет, призводить капитальный ремонт, что отнюдь не всегда соблюдается.

«Если следовать всем инструкциям, – утверждает Михаил Кныш, – ничего с краном случиться не может». Хотя стоит отметить, что данное «если» не такое уж и простое. Например, площадка под башенный кран должна быть выровнена идеально: крен всего лишь в 0,2 мм на высоте 80 м даст сдвиг на 20 см.


ГОСТ №02/2012

Х Закрыть

Выберите год и месяц

Х Закрыть

Не найдено ни одного номера журнала.

ГОСТ


События

18.09. Санкт-Петербург потратит на "Зенит-Арену" ещё 18,8 млрд руб.

18.09. Санкт-Петербург выделит в 2014 г. на развитие метро 21 млрд руб.

17.09. Мост стоимостью 1,5 млрд руб. в Астраханской области построен за 7 месяцев


Вакансии